статьи
10 эффективных способов мотивации учеников на уроках Использование мультимедийных презентаций на развивающем уроке
математики и во внеурочной деятельности
Зачем учить математику?
Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере,
нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется. (И. Гете)
Мне не раз приходилось слышать, как ученики стонут: "И зачем
нам нужна эта математика? Мы и без
алгебры с геометрией спокойно проживем!” Можно пачками приводить
высказывания великих людей: "Математика уже затем учить следует, что она ум в
порядок приводит” (М. В. Ломоносов), "В каждой естественной науке заключено
столько истины, сколько в ней есть математики” (И. Кант) и много других, не
менее известных. Но все это остается просто словами. Но все же вопрос никуда не
уходит: "ЗАЧЕМ?”Зачем учить алгебру и геометрию будущему инженеру? А
физику-ядерщику? А химику? Ответ на эти вопросы очевиден. Но давайте
разберемся, что нам дает математика вообще?Рождаясь, мы с вами сразу же попадаем в мир чисел. Ребенок
только появился на свет, а его уже измеряли: рост, вес, пульс и так далее. Мы
взрослеем и учимся считать. "Дай кубик!” – просит маленький мальчик. "Мне вот
столько годиков”, – говорит ребенок и показывает четыре пальца. "Я хочу два
ящика мороженого!” – сообщает маме пятилетний малыш. Математика? Да,
математика! Самая настоящая арифметика! А дальше, развиваясь, мы с вами
становимся умнее, узнаем все больше. И тогда наступает очередь алгебры и
геометрии. Мы учимся странным и, казалось бы, совершенно ненужным вещам:
теоремы, аксиомы, интегралы – какие страшные словаНо, на самом деле, математика учит не только тому, как
вычислить площадь трапеции или как решить дробь, еле умещающуюся на доске.
Математика учит мыслить. Она дает нам умение действовать по заданному простому
алгоритму, решая задачи или примеры. Ведь, согласитесь, вся наша жизнь состоит
из подобных задач. И не нужно пытаться придумывать что-то новое. Ну, зачем
убирать деньги в бутылку с водой, если удобнее положить их в кошелек или
карман? Это точно такой же алгоритм, как и решение задачи с пешеходами. А можно
составить план самому и решать задачу по нему (вспомните решение задач в общем
виде и сравните с планом написания сочинения: суть у них одна).Но математика учит и еще более важным вещам. Она учит
находить новые, неожиданные пути решения. Каждую задачу можно решить разными
способами. Вы знаете, сколько существует способов доказать теорему Пифагора?
367! И это не предел! Вы можете доказать любую теорему тем способом, который
удобен и понятен лично вам, а не обязательно тем, что описан в учебнике. Точно
так же и в жизни. Часто приходится искать выходы из сложных ситуаций, и тогда
умение, полученное на уроках математики – способность взглянуть на условие
немного по-другому – очень часто находит свое применение.Алгебра и геометрия развивают логическое мышление, учат не
перепрыгивать с мысли на мысль, а излагать их последовательно, выводя каждую
последующую из предыдущей. Согласитесь, что с человеком, который говорит
понятно, общаться гораздо интереснее, чем с тем, кто озвучивает сплошной поток
мыслей. Так вот именно математика учит нас быть первыми, а не вторыми. То есть, подводя итог всему вышесказанному, цель математики
– не "засорить” наш мозг сотнями формул, цифр и значков, а научить нас думать и
понимать, как и откуда эти формулы и значки появляются. Не просто запомнить или
вызубрить, а понять, осознать и в случае, когда будет необходимо, просто
воспроизвести. Говоря еще более понятным современному поколению языком, просто
создать хороший "поисковик”, к которому всегда можно будет обратиться, и он
всегда вам выдаст нужную информацию.Удачи вам в получении знаний! Статья написана
Екатериной Красиной
Что такое «метод проектов»?Метод
проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в
20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и
связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании,
разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его
учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной
основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным
интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их
личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая
из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему
необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит
приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники
информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного
поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях
решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,
получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом,
приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода
проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного
воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне
разработанной и структурированной системы образования.Но
суть ее остается прежней стимулировать интерес ребят к определенным проблемам,
предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную
деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать
практическое применение полученных знаний. другими словами, от теории к
практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдением
соответствующего баланса на каждом этапе обучения.В
основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций
овладения определённой областью практического или теоретического знания, той
или иной деятельности. Это путь познания, способ организации познания. В основу
метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат,
который можно получить при решении той или иной практически или теоретически
значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата,
необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать
проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
умения устанавливать причинно – следственные связи.Метод
проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение
какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.Основные компоненты проектной деятельности учащихся.Можно
обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как
дидактического метода:-
наличие социально значимой задачи (проблемы)
– исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это
разрешение данной проблемы); реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами –
проектирования самого проекта; обязательное присутствие деятельности по поиску
информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена
участниками проектной группы; наличие значимого продукта (выхода
проекта) как результата работы над проектом; представление (презентация)
продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.То
есть проект – это «пять П »:
Проблема –
Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П»
проекта – его Портфолио, т.е. папка,
в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные
планы, отчёты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности
учащихся.Существует
несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять
групп.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может
быть использован в жизни класса, школы, города, села.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение
задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её
проверкой, обсуждение полученных результатов.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные
игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства,
видеофильмы и т.п.Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём,
проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей,
выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.Проекты
также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников.
Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты
рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают
серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи
относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Формирование ключевых
компетенций.Всем
известно, какие трудности вызывает у учителя ответ на «заковыристый» вопрос
методиста: «А каковы были цели вашего урока?»Не
менее сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы
педагогические цели определённого учебного проекта. Вообще
говоря, главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми
в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие
взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в
необходимой ситуации.В
процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи; Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; умение самостоятельно найти информацию
в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;умение находить и исправлять ошибки в работе других участников; Менеджерские умения и навыки:-
умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы;умение
принимать решения и прогнозировать их последствия; -
навыки анализа собственной деятельности.Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;-
умение вести дискуссию-
умение отстаивать свою точку зрения;умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса; Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления;артистические умения; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Оформление проектной папки.Проектная
папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите проекта.
Задачи папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того,
грамотно составленная проектная папка позволяет:чётко организовать работу каждого участника проектной группы; стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над
проектом;объективно оценить ход работы над завершённым проектом;судить
о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его
выполнения;-
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других
проектов, близких по теме. В
состав проектной папки (Портфолио проекта) входят: паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его
этапов; (в таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника
проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы
в целом, форма выхода очередного этапа).промежуточные отчёты группы; вся собранная информация по теме проекта,
в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета; результаты исследований и анализа;записи всех идей, гипотез и решений; отчёты
о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;краткое описание всех проблем, с которыми
приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;эскизы, чертежи, наброски продукта;материалы к презентации (сценарии) другие рабочие материалы и черновики группы.В
наполнении папки принимают участие все участники группы. Записи должны быть
краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
На
каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?По
своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две
большие группы.Первая группа – это предметы, формирующие
систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Систематическое
построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» -
диктует жёсткий отбор форм и методов обучения. Это такие предметы как русский
язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.На
уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность.
Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во
внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.Вторая группа предметов ориентирована на
формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и
других).Эти
предметы не так связаны со своей научной основой и носят в значительной степени
интегрированный и (или) прикладной характер. Кроме того они все тесно связаны с
окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью
школьников. В данную группу входят такие предметы как: иностранные языки,
информатика, изо, технология, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а
нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.Преподавание
данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как
в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.http://www.ivanova.ucoz.ru/index/nauchno_metodicheskaja_dejatelnost/0-13
Адаптация в пятом классе
Камень 1: изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен Ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, МНОГО новых ребят. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому то больше некому напомнить, какой следующий урок, и в какой кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет по новой, и не у одно учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.Чем можно
помочь? Попросите классного руководителя помочь сориентироваться ребятам,
провести своего рода экскурсию по школе, рассказать, где что находится. А в
классе вывесить расписание звонков и уроков, так же повесить номера кабинетов
(и на какой этаже они находятся). А самое лучшее, если первую неделю классный
руководитель будет встречать ребят на перемене и провожать до кабинета. Камень 2: изменение требований. Еще
усложняет период адаптации рассогласованность требований разных
учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой -
тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка
требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По
английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все
записывать в конце обычной рабочей тетради. По литературе ценят высказанные
собственные мысли, И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ,
и не запутаться, где что надо делать.Чем можно помочь? Во-первых, увидеть
плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые по
началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится
учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности - а значит,
учится взрослой жизни, где "многотребовательность" - норма вещей.
Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более
гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем
составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий. Например:
русский - принести зеленую ручку, английский - приносить на урок рабочую
тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география - приносить контурные
карты, цветные карандаши, история - в домашней тетради писать план ответа.Камень 3: отсутствие контроля. Всю
начальную школу Вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и
учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности
ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку
напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому - чтобы тот принес
карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что
ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем,
отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс
такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание
школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая
нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех
учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что
он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не
сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны -
появляется некоторая "безнадзорность" со стороны классного
руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не
организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся
у некоторых детей регрессия - начинает капризничать как маленький, играть с
малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным
руководителем. А у других наоборот, восторженное опьянение свободой
передвижений.Чем можно помочь? Конечно, такой подход к
ребенку может обидеть Вас, дорогие родители: как же так, ведь надо искать
индивидуальный подход ко всем в классе. Конечно, доля истины в этом есть, и
учителя максимально прилагают усилия. Но быстро этот подход не находится. А
во-вторых, такое отношения приобщает ребенка к миру взрослых, где есть
требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не
учитывает индивидуальность работника.Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте
ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом
требования учителей. Помогите классному руководителю организовать досуг ребят,
взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не
затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей.
Расскажите об особенностях своего ребенка. Камень 4: пробелы в знаниях. За годы
обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются
неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный
ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются
индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только
было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно
успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не
происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к
учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал
усложняется от урока к уроку.И если
предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше,
затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся
еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного
материала вызывает сложность.Так,
например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в
словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в
правописании, потому что не сможет подобрать проверочные слова. Так же могут
быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития,
внимания и памяти.Чем можно помочь? Перед выполнением
домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы
ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить
аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное
упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных
задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь
развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и
внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет
разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего
пройдут в играх, потому что в игре проявляется более сильная мотивация (чем в
учебной деятельности). Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную
ситуацию.
Брилинг
Елена Евгеньевна, психолог