А ты со
своим сидишь? – с видом заговорщика спрашивает мама первоклассника у более
опытной подруги. Та сразу понимает: речь идет о совместном «сидении» за домашним
заданием. И есть много аргументов, чтобы ответить «да». Или так только
кажется? «Мой ребенок еще не готов самостоятельно делать
уроки», что обычно означает: «В первую неделю у него это не получилось». Но
готовность к школе и всему, что с ней связано, – это готовность потенциальная.
Ваш ребенок физически здоров, у него достаточно способностей, знаний об
окружающем мире и интереса, чтобы успешно учиться. Но это не значит, что он это
уже умеет. Он нуждается в вашей помощи, но не «контролерской», а
«организаторской». Парадокс в том, что в школе ребенок все делает сам,
иногда с помощью учителя, но объем такой помощи все равно делится на количество
детей в классе. А дома он почему-то нуждается в полном контроле над выполнением
задания. Получается, что в школе он волей-неволей «готов», а дома – никак нет. С
одной стороны, он имеет реальный опыт самостоятельной работы, с другой стороны,
дома этот опыт игнорируется, ему не доверяют. Как тут сформировать адекватную
самооценку? «Мой ребенок сам просит помочь ему». Если ребенок
просит объяснить новую тему или помочь решить заковыристую задачу, то никакой
проблемы здесь нет. Если же он просит от вас постоянного присутствия при
выполнении заданий, возможно, ему просто не хватает внимания и эмоционального
общения. После всех волнений и торжеств первого сентября он без труда вычислил,
что в данный момент вам важнее всего его школьная «карьера». Поэтому домашнее
задание он использует, как безотказный способ побыть вместе. Иногда, уже
втянувшись в учебу, дети обсуждают, кто и что делает вместе с ними или вместо
них. И ваш ребенок просто хочет быть не хуже всех. Например, дочь одной моей
знакомой, отличница, пришла из школы и заявила маме: «Ты меня, наверное, не
любишь!» Оказалось, что девочка узнала, что она единственная в классе, кто
делает домашнее задание сама. Мама (кстати, очень теплая и отзывчивая) с трудом
убедила ее, что другие дела, которыми они занимаются вместе, не менее важны для
взаимопонимания родителей и детей. «Я контролирую домашнюю работу
ребенка, чтобы он не расслаблялся, а развивал свои способности». Но
интеллектуальная одаренность и творческие задатки могут проявиться только там,
где есть возможность «выйти за пределы» задания. И для этого нужно некое
«пространство»: возможность заниматься в своем темпе и ритме, экспериментировать
с идеями. То есть, некое разумное количество приватности и уединенности.
Без умения организовывать свою деятельность ребенок будет бросать свои
идеи на стадии замысла, не воплощая их в жизнь. А что может быть более
естественным тренингом организации и планирования для первоклассника, чем
самостоятельное выполнение домашнего задания? «В школе очень высокие
требования к детям и большой объем домашних заданий». Если школа изначально
позиционировала себя как гимназия с углубленным изучением всего на свете, то с
вашим ребенком должен был побеседовать психолог. По результатам собеседования и
диагностики вы должны были получить рекомендации и узнать о предполагаемых
трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка при такой нагрузке.
Если ничего этого сделано не было, обратитесь к школьному психологу
сейчас. Вы лучше знаете особенности вашего ребенка, а сотрудник школы –
программу, которую ребенок должен освоить. Чем не основа для
сотрудничества? Но когда нарушаются гигиенические требования к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно: домашнее задание в первом
классе задается с первого полугодия, его приготовление занимает более часа, то
беседовать надо уже непосредственно с завучем или директором.
Что делать?
В первые учебные дни можно совместно с ребенком
составить алгоритм выполнения задания, в который войдут и уборка на письменном
столе до начала работы, и собирание портфеля после. Не настаивайте на деталях:
если вы считаете, что сначала – на свежую голову – надо делать математику, а
ребенку интереснее начать с чтения, пусть чтение займет первую строчку.
Получившийся алгоритм надо написать (или зарисовать, сделать коллаж) и повесить
над письменным столом. Особенно такая помощь важна для медлительных и
гиперактивных детей. Также надо решить вопросы времени: когда начинать?
Через какой промежуток времени можно сделать перерыв? И даже после какого часа
за уроки садиться уже не надо (если сделать их раньше помешали форс-мажорные
обстоятельства)? Тут может понадобиться ваша прямая помощь: приведя ребенка в
школу, сообщите учительнице о невыполненном задании. Злоупотреблять таким
«самоотводом» не следует, но все-таки с ночными бдениями не справится нервная
система даже самого усидчивого ребенка. Управление собственным временем
– сложная работа, поэтому купите школьнику помощника – простой в обращении
будильник с крупным циферблатом. И постепенно уменьшайте степень вмешательства
со своей стороны и делегируйте полномочия маленькому ученику. Точка зрения:
«Учеба – это теперь его работа, пусть справляется сам» - представляет собой
другую крайность, которая может лишить ребенка ощущения поддержки. В то же время
излишний контроль, который так надежно защищает школьника от неудач, лишает его
переживания собственных успехов.